Партнер мешает бизнесу: можно ли исключить компаньона из компании

Два в одном: чем рискуете, если стали владельцем бизнеса и его гендиром

 

Я судебный юрист и специализируюсь на корпоративном праве. Однажды ко мне обратились за консультацией по возможному спору между акционерами. В целом, боль, которая заставила клиента искать юриста, была банальна:

  • неудовлетворенность отношениями с партнером,
  • разное видение того, как делать бизнес,
  • неравномерное распределение профита.

 

Клиент рассказал о своей ситуации и сразу спросил: «А можем ли мы подать такой-то иск?», «А вот здесь есть такое нарушение, давайте это используем, чтобы с нами наконец начали договариваться». Такие вопросы — абсолютно естественная реакция совладельца бизнеса на то, что партнер его не слышит, особенно, у которого большинство голосов.

Вариантов действий было два:

  1. Развязать судебный конфликт. Для этого были основания, причем у обеих сторон.
  2. Договориться: либо о совместном сосуществовании, либо о выходе нашего клиента, чтобы каждый пошел своей дорогой.

 

Продать эмоционально заряженному клиенту идею войны легко. Люди на эмоциях уязвимы, и манипулировать ими несложно, даже если они предприниматели с опытом. Но я предпочитаю так не делать, за что часто получаю упрек: договариваться до драки — не по-русски.

Прежде всего я спрашиваю клиента, что он хочет на самом деле. Это помогает избежать одной из главных ошибок в бизнес-конфликтах — действовать с горячей головой. Конфликт, не важно происходит он в бизнесе, или в быту — это всегда в первую очередь эмоции: обида, злость, гнев, желание «наказать» или «поставить на место». Часто именно эти чувства толкают предпринимателя в суд, не дав ему времени остыть и осмыслить ситуацию. Иногда решение принимается от «безысходности», но на самом деле из-за усталости от неэффективной коммуникации, которая не дает желаемый результат. В момент отчаяния и ощущения тупика включается привычный сценарий «пойду к юристам, они выиграют суд, я получу свое». В итоге на эмоциях запускается не процесс решения проблемы, а реактивный процесс по выплеску эмоций. Но решения, принятые на эмоциях, как правило, не конструктивные и не эффективные. Подробнее я рассказываю в своей стать:

 

Три ошибки в бизнес-конфликтах: как избежать, чтобы не привлекать юристов и не ходить в суд

 

В данном кейсе было так же. Я поинтересовался, что хочет клиент. Он не смог сразу ответить и взял паузу, чтобы подумать. А когда вернулся, то ответ был таким:

«Я хочу понять, сможем ли мы договориться о новых условиях распределения прибыли, и если нет, то я продам свою долю»

 

Если бы клиент дал честный ответ — «Я зол и хочу справедливости», то это был бы тревожный сигнал. Такой конфликт может оказаться невыгодным, даже если правда и закон на вашей стороне.

 

Диалог с другой стороной в мирном русле никак не клеился. Мы решили осознанно проверить, возможен ли он в условиях небольшой эскалации. Запустили в ход ряд досудебных писем и требований, которые обозначали контур возможного конфликта в суде. Получили встречный «привет». Мои прогнозы сбывались: наймут крупную юридическую фирму и будут стоять на своем, ни на что не соглашаясь до конца.

Я был готов принять решение клиента и пойти в обострение конфликта. Но наша позиция была другой — сделка выгоднее. Нужно было попробовать этот сценарий.

Я готовил официальное предложение и проект сделки, а клиент думал о цене. В итоге он решил назвать стоимость в 5 раз больше своей первоначальной «реалистичной» оценки.

Сделка была закрыта в ближайший месяц, без торга. Это был миллиардный чек. Партнеры по итогу разошлись без суда. Но самое главное, что обе стороны пошли в рост. Компания, чьи акции продал клиент, вскоре стала частью большого холдинга. А клиент сфокусировался на своем продукте и рынке, получил ресурс для масштабирования и роста.

Мораль очень простая — стратегический и визионерский подход к конфликту в бизнесе, от исхода которого зависит судьба компании или, как в нашем случае, нескольких компаний, выигрышнее, чем формальный, тактический и реакционный. На наших глазах произошла колоссальная экономия ресурсов. Конфликт на начальной стадии был превращен в мощный ресурс и как бизнес-проект принес существенную выгоду обеим сторонам.

Почему это сработало?

  1. Установили истинные мотивы и желания клиента, а не подыгрывали его эмоциональным оценкам. Направляли вопросами, а не продавали идеи.
  2. Четко оценили, какие есть «красные линии» и что будет, если их пересечь.
  3. С первого разговора ориентировались сами и ориентировали клиента на выгоду, а не на победу.
  4. Клиент выбрал осознанный подход: думал медленно, но решал быстро.

 

В нашем телеграмм-канале мы публикуем аналитику из мира бизнеса, новости про изменения, проверенные образцы документов и другие материалы для вашей безопасной работы.

Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить >>>