Подписывайтесь на телеграмм-канал журнала «Саппорт», чтобы получать эксклюзивные материалы

В России наблюдается тенденция к возврату некоторых стратегических активов в государственную собственность под предлогом восстановления законности и защиты национальных интересов. В частности, только с 2023 года в собственность страны возвращены 15 стратегических предприятий ВПК общей стоимостью свыше 333 млрд рублей. Многие из них ранее оказались под иностранным контролем, что, по мнению властей, угрожало обороноспособности страны.

Но случаи по возврату частной собственности государству начались ранее 2023 года. В частности, в 2021 году по иску Генпрокуратуры Арбитражный суд Пермского края вернул государству 89% акций Соликамского магниевого завода. Судебное разбирательство затронуло не только основных акционеров, но и миноритарных инвесторов, владевших акциями через биржу. Судя по всему, возврат активов будет продолжаться. Например, в 2024 году с Челябинским электрометаллургическим комбинатом — ЧЭМК. Генпрокуратура подала иск о возврате в госсобственность ЧЭМК, а также заводов «Кузнецкие ферросплавы» и «Серовский завод ферросплавов». Основанием послужили нарушения при приватизации в 1990-х годах.

Все эти случаи стали основанием говорить в бизнес среде о деприватизации. Если говорить простыми словами, то о процессе, когда имущество, которое ранее было приватизировано, из частной собственности переходит в государственную. Хотя официально власти заявляли, что деприватизации в России не будет, а действия правоохранительных органов направлены на соблюдение закона, а не на пересмотр итогов приватизации. Однако риски у владельцев бизнеса, который ранее был приватизирован, все-таки остаются. 

Говоря об угрозе активам, необходимо различать три различные по своему наполнению и последствиям ситуации: деприватизация, расприватизация и национализация.

С 2022 года в России было проведено 84 дела по лишению контроля над бизнесом, из которых 28 связаны с деприватизацией. Общая стоимость возвращенных активов оценивается в 500–800 млрд рублей .

Приватизация

Это полная или частичная передача безвозмездно или за плату государственного или муниципального имущества частным организациям или физическим лицам. Делается это с целью ограничить монополию государства, создать конкурентную среду, получить доходы в бюджет, снять с государства бремя управления имуществом, более эффективно управлять этим имуществом со стороны частного собственника.

История показывает, что передача имущества в частную собственность и получение имущества в собственность государства – это процессы, периодически сменяющие друг друга.

 

Деприватизация

Под деприватизацией понимается добровольная передача, по инициативе собственника, государству или муниципалитету имущества, которое находится в частной собственности и ранее было приватизировано. Собственники предприятий или квартир, которые получили это имущество в процессе приватизации, по любой причине могут «передумать» и вернуть его, получив компенсацию.

При этом, вернуть имущество государству можно только целиком. Частичная передача какой-либо доли в государственную или муниципальную собственность недопустима.

 

Расприватизация

Это уже неприятная для частного собственника ситуация. Здесь «передумало» уже государство или муниципалитет и через судебное решение оспорило результаты приватизации. Если суд признает приватизацию незаконной, поскольку были нарушены требования законодательства, то имущество изымается в пользу государства, без какой-либо компенсации. Неправомерная приватизация делает незаконными абсолютно все последующие сделки с этим имуществом.

 

Национализация

Это — принудительное изъятие государством активов из частной собственности. Проводиться национализация может двумя способами:

  • Реквизиция – как выкуп активов с полной или частичной компенсацией частному собственнику их стоимости.
  • Конфискация (экспроприация) – как изъятие активов в пользу государства принудительно и без компенсации.

 

Основная цель национализации – обеспечить контроль над стратегически важными производствами.

Как вы уже наверняка поняли, в процессах расприватизации и национализации инициатива в действиях —  исключительно на стороне государства или муниципалитета. И воспринимается это как конфликт частных и государственных интересов, ведь бизнес лишается своих активов, к тому же это может произойти без предварительного уведомления со стороны государства.

Однако, переход активов к государству может быть необходим в случаях, когда частный собственник не справляется с управлением, и, к примеру, стратегически важному для страны предприятию угрожает банкротство и распродажа объектов недвижимости и оборудования по частям. Тогда национализация становится благом для спасения деятельности предприятия.

Таким образом, угроза возврата имущества в руки государства возникает в отношении объектов, при приватизации которых были допущены нарушения законодательства.

Однако могут пострадать сегодняшние добросовестные собственники активов, которые не участвовали в процессе приватизации. Ведь они, по сути, не должны нести ответственность и лишаться собственности и доходов в связи с неправомерными действиями третьих лиц когда-то в 90-е годы.

Бизнес-сообщество хотело бы увидеть в законодательстве нормы, защищающие права добросовестных приобретателей активов. Например, мог бы помочь механизм двусторонней реституции, когда:

  • у государства будет право обратить в казну ту или иную собственность;
  • у частного собственника будет право на компенсацию активов по рыночной цене.

 

Читайте также:

Болевые точки бизнеса: когда запускать антикризисное управление

Покупка франшизы: обзор правовых рисков от юриста

Банкротство 2025: топ-3 изменения этого года, о которых вам нужно знать