Франчайзинг представляет собой бизнес-модель, при которой покупатель франшизы, то есть франчайзи, приобретает право на использование проверенной бизнес-стратегии, узнаваемого бренда, опыта и технологий другой компании. 

Подписывайтесь на телеграмм-канал журнала «Саппорт», чтобы получать эксклюзивные материалы

В качестве примера можно привести ситуацию, когда сеть пекарен предоставляет франчайзи право на использование своего имени, фирменных рецептов и стандартов обслуживания, в обмен на единоразовый платеж — паушальный взнос, и регулярные отчисления — роялти. Франчайзинг особенно привлекает молодых предпринимателей своей простотой, однако важно не упускать из виду, что юридические нюансы являются ключевым фактором успеха такой бизнес-модели. Поэтому далее рассказываю про риски покупки франшизы.

 

Ошибка № 1. Не проверили владельца франшизы

Оценивать риски не так сложно, как кажется на первый взгляд. Для начала стоит обратить внимание на репутацию компании-продавца. Для проверки можно использовать  государственные и другие общедоступные аналитические сервисы. К примеру, такие ресурсы как ЕГРЮЛ, «Федресурс», «Спарк» и аналогичные. С помощью этих сервисов вы сможете с высокой точностью выявить «фирму-однодневку» и избежать финансовых потерь.

 

Ошибка № 2. Не получили права на интеллектуальные права

Суть франшизы состоит в том, что одна компания предоставляет другой разрешение на ведение бизнеса под своим брендом. Если у франчайзера отсутствуют зарегистрированные права на бренд, то он не может передать их. Наличие незарегистрированного товарного знака делает невозможным заключение договора коммерческой концессии — франшизы.

Кроме товарного знака, для успешного построения бизнеса по франчайзинговой модели требуется стандартизировать все бизнес-процессы, включая продажи и продвижение товаров и услуг, а также технологии и методы производства.

Стандарты, инструкции и руководства также являются объектами интеллектуальной собственности, поскольку они, как правило, защищены авторским правом, например, в виде текстов и произведений, и ноу-хау — в качестве производственных секретов. Важно также определить объем использования таких интеллектуальных прав: где и как франчайзи может использовать переданную интеллектуальную собственность.

 

Ошибка № 3. Не зарегистрировали договор в Роспатенте

После подписания франчайзингового договора, или коммерческой концессии, требуется его регистрация в Роспатенте. Важно отметить, что подлежит регистрации не сам договор, а факт предоставления прав на использование комплекса исключительных прав в предпринимательской деятельности. В отсутствии иных условий, обязанность по регистрации в большинстве случаев возлагается на франчайзера — продавца.

Последствия незарегистрированного договора:

  • Сделка не имеет юридической силы;
  • Франчайзи не может требовать исполнения обязательств;
  • Риск штрафов за незаконное использование товарного знака.

 

Таким образом, без регистрации предоставление права на использование исключительных прав считается недействительным (п. 2 ст. 1028 ГК), а все последующие действия теряют юридическую силу. Например, если франчайзи успел перечислить франчайзеру денежные средства, например, паушальный взнос, до регистрации, а предоставление прав так и не было зарегистрировано, франчайзи не может потребовать возврата уплаченных средств.

Регистрация договора коммерческой концессии является обязательным этапом, который обеспечивает юридическую силу передаваемых прав и защищает интересы обеих сторон.

 

Ошибка № 4. Не предусмотрели защиту от конкуренции

В договоре должно быть определено в какой местности, на какой территории франчайзи имеет право вести свой бизнес и должно быть ограничено право франчайзера по продаже аналогичной франшизы в нежелательной близости.

Для составления договора франшизы необходимо учитывать специфику вашей бизнес-модели. Важно учесть тарифы, ограничения для франчайзи, систему контроля и наказаний, порядок закупок материалов, выплаты паушальных взносов и роялти, объём прав на использование интеллектуальной собственности и другие детали.

Ошибка № 5. Не проверили условия о вознаграждении

Владелец франшизы может прописать в договоре размытые условия о вознаграждении. Для расчета вознаграждения по договору коммерческой концессии применяются разные методы. Традиционными являются оплата паушального взноса, то есть разового платежа за возможность работы под известным брендом, и роялти, периодические отчисления за ту же привилегию. Если с первым методом все ясно, то роялти в договоре может быть установлено в форме:

  • Процента от объема продаж за месяц/квартал и т.п.;
  • Наценки на оптовую цену товара, который закупается у правообладателя;
  • Фиксированных платежей в форме процента от дохода в зависимости от постоянных показателей конкретной торговой точки (площади помещения/его доступности/количества посетителей и т.п.).

 

Ошибка № 5. Не детализированы обязанности франчайзи

Франчайзер стремится не просто увеличить масштаб своего бизнеса, но и обеспечить соответствие новых торговых точек установленным стандартам качества и выбранному формату. Это контролируется законодательством, но для этого требуется детально прописать в договоре все практические шаги, которые должен предпринять франчайзи, чтобы соответствовать концепции бренда. К примеру, арендовать помещение определенной площади или использовать при оформлении интерьера определенные цветовые палитры.

Кроме того, необходимо добавить в договор пункт о праве франчайзера проводить выборочные проверки соблюдения установленных правил. Для повышения эффективности проверок, их можно сделать внезапными – ограничить не конкретными датами, а определенным числом за указанный срок.

 

Читайте также:

Договор с поставщиком: какой оформить для продажи товаров на маркетплейсах

Организация договорной работы с нуля: инструкция собственнику бизнеса

Болевые точки бизнеса: когда запускать антикризисное управление