Болевые точки бизнеса: когда запускать антикризисное управление
В статье я расскажу о самых болевых точках любой организации, дам рекомендации, на что обращать внимание при анализе защищенности своего предприятия, подскажу, когда необходимо запускать механизм антикризисного управления.

На любой бизнес воздействует множество факторов — внутренних и внешних. От них напрямую зависит успех и выживаемость бизнеса. Поэтому любой предприниматель должен знать, что конкретно влияет на успешность его деятельности. Конечно, есть некоторые специфические аспекты, которые зависят от сферы или региона, в котором работает организация. Однако, все равно можно выделить пул универсальных внутренних и внешних факторов, которые влияют на любой бизнес — где и чем бы он не занимался.
Внешние факторы | Внутренние факторы |
Законодательная база Фискальная политика государства Денежно-кредитная политика государства Инфляция Конкуренты Стихийные бедствия, эпидемии, военное конфликты и другие, сложно предсказуемые факторы |
Персонал организации Финансы организации Технологии и производство Информационная безопасность Организационная структура Работа отдела маркетинга и сбыта Конфликты в аппарате управления |
Все перечисленные в таблице факторы формируют систему болевых точек организации — если их игнорировать, есть риск привести компанию в кризисную ситуацию. К сожалению, многие предприниматели не уделяют должное внимание мониторингу бизнес-процессов и всего, что на них влияет. Поэтому негативное развитие событий — не «пугалка», а неприятная реальность. Если предприниматель все же намерен вернуть свой бизнес к успеху, он запускает механизмы антикризисного управления, которые позволят ему уберечься от банкротства.
Антикризисное управление — это комплекс мер, которые должны работать на предотвращение кризиса в организации и его последствий. Ключевое тут — предотвращение. Предприниматели, которые игнорируют влияющие на бизнес внутренние и внешние факторы, запускают антикризисные механизмы слишком поздно — или когда они находятся за шаг до кризиса, или когда они уже в нем. В таком случае, эти механизмы могут не сработать из-за числа негативных последствий.
Дальше я расскажу про шесть болевых точек, которые сигнализируют — с бизнесом что-то не так. Если заметили хотя бы одну, пора запускать механизмы антикризисного управления на любом предприятии — в кредитной организации, в коммерческий компании, в сфере услуг и так далее.
Точка №1: у компании нет резервного капитала
Любой бизнес, любая компания должны учитывать политику государства. Организация должна быть хотя бы потенциально готова к изменениям законодательной базы, изменениям в политике банков, растущей ставке ЦБ. Конечно, есть ряд событий, предсказать которые очень сложно или вовсе невозможно. Тем не менее, политика — это то, что неизбежно влияет на предпринимательскую деятельность. А чтобы успешно справиться с любыми вызовами, у организации должны быть внутренние ресурсы — резервный капитал. К сожалению, у большинства предпринимателей он отсутствует.
Точка №2: бизнес не соответствует требованиям надзорных органов
Все прекрасно знают, что от «внезапной» проверки не защищен никто. Государственные инстанции активно используют инструмент жалоб и плановых проверок, чтобы выявлять и устранять нарушения закона, которые допускает бизнес. Если предприниматель законопослушный, работает в соответствии со всеми нормативами и регламентами, соблюдает все требования и нормы законов, проверка практически всегда будет безболезненной. Почему «практически всегда»? Потом что с конкурентами нужно быть готовым ко всему — нельзя недооценивать тех, кто делит с вами рынок.
Точка №3: управленцы не отслеживают сигналы внешней среды
Самое большое заблуждение предпринимателей — «Мы никому не нужны». Тут в игру могут вступить рейдеры. В наше время рейдерство приобретает серый и белый оттенок — это сделки по слиянию и поглощению, причем достаточно часто недружественному. Именно поэтому важно регулярно отслеживать сигналы внешней среды, а именно предложения о приобретении вашего бизнеса целиком или доли в нем, внезапные проверки со стороны нескольких государственных инстанций, которые хотят получить сведения о ваших активах, инициирование судебных разбирательств.
Точка №4: компания не защищает коммерческую тайну и конфиденциальную информацию
Защита информации клиентов и сотрудников должна стать приоритетом для каждой организации. Ведь именно конфиденциальная информация и персональные данные представляют интерес для ваших конкурентов. К сожалению, тут порой опасны именно свои — работники. Некомпетентность, конфликтность, текучка, кража базы клиентов и дублирование вашего бизнеса — лишь небольшой перечень моментов, которыми могут «осчастливить» вас сотрудники. Поэтому очень важно создавать четкий режим обращения с информацией, которая составляет коммерческую тайну. А еще объясните сотрудникам, какая ответственность их ждет, если их подловят на краже клиентской базы или дублировании вашего бизнеса.
Точка №5: отсутствует системная работа с персоналом
Демотивированные работники — угроза для любого предпринимателя. Ведь чаще всего именно обиженные и угнетенные занимаются тем, о чем я писала выше: саботируют работу предприятия, сливают данные, сотрудничают с вашими конкурентами. Поэтому важно общаться с персоналом и оценивать уровень удовлетворенности работой. Нужно обучать сотрудников, поощрять их мотивацию к труду — материально и нематериально. Кроме этого, для успешной работы бизнеса важную роль играет организационная структура и оптимизация бизнес-процессов. Бюрократия и обилие микроменеджмента сводят на нет все HR-процессы.
Точка №6: не ведется работа с дебиторской и кредиторской задолженностью
Самое больное место всех предпринимательских структур — это деньги. Частая причина финансовой несостоятельности бизнеса — кассовый разрыв, когда объем кредиторской задолженности превышает объем дебиторской. А что такое дебиторская задолженность для организации? Это потенциальная выручка. Нет выручки — нечем платить по обязательствам. Поэтому нужно проводить регулярную диагностику финансового состояния вашего бизнеса — раз в квартал следить за состоянием показателей финансовой отчетности. Но помните: что даже самый высокий уровень диагностики не даст результатов по улучшению финансового состояния, если вы исследуете не достоверную бухгалтерскую и налоговую отчетность. Поэтому тут также критически важно привести в порядок учетную политику организации и достоверность информации, содержащейся в регистрах бухучета.