Подписывайтесь на телеграмм-канал журнала «Саппорт», чтобы получать эксклюзивные материалы от экспертов и самые актуальные новости в мире бизнеса >>>

 

Прежде чем расскажу, как защитить себя от правовых нарушений, необходимо разобраться, что является рекламой, и определить, что может быть объектом рекламирования в социальных сетях. Итак, реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержку интереса к нему и его продвижение на рынке. В России основные аспекты рекламной деятельности регулирует Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Объектом рекламирования могут быть:

  • товар;
  • средства индивидуализации юридического лица и (или) товара;
  • изготовитель или продавец товара;
  • результат интеллектуальной деятельности (в том числе клипы/рилсы, посты);
  • мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари).

 

 

Как защитить себя от правовых нарушений, продвигая свой бизнес в социальных сетях:

Если в вашем аккаунте в социальной сети более 10 000 подписчиков, необходимо подать заявку в Роскомнадзор на его включение в Реестр блогеров. В противном случае пользователи не смогут размещать у вас рекламу, перечислять донаты и делать репосты вашего контента. Вы также не сможете заказывать рекламу у блогеров, которые не включены в Реестр.

В случае нарушения грозит блокировка аккаунта и штраф до 500 000 рублей (ч.1 ст. 14.3 КоАП). Заявление на регистрацию в Роскомнадзоре можно подать через портал Госуслуг.

Важно изучить требования к рекламе определенных товаров, а также знать, что запрещено рекламировать в интернете:

  • алкогольную продукцию;
  • оружие;
  • игры и пари, основанные на риске.

 

Также изучите ст. 7 ФЗ «О рекламе», в ней указано, что недопустимо рекламировать, например, информационные ресурсы иностранных агентов, цифровую валюту.

Если информация, которую вы публикуете, является рекламой, ее необходимо маркировать согласно ст. 18.1 ФЗ «О рекламе». Это включает передачу данных в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Об этом подробнее я рассказываю дальше в статье.

Нарушение этих требований может повлечь за собой штрафы до 500 000 рублей как от ФАС (ч.1 ст. 14.3 КоАП), и Роскомнадзор (ч.15 ст. 14.3 КоАП и ч.16 ст. 14.3 КоАП), что в совокупности может составить до 1 500 000 рублей.

 

Особенно акцентирую внимание на том, что необходимо использовать только те изображения, тексты или видео, права на которые принадлежат вам, либо учтите наличие лицензионного договора с правообладателем. В противном случае, автор может потребовать компенсацию в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей по решению суда (ст. 1301 ГК). Такие случаи не редкость. Вот некоторые примеры.

Маркетинговое агентство взяло изображение из интернета без лицензии. В итоге ему пришлось выплатить 70 тыс. рублей автору. В другом кейсе фотограф обнаружил свое изображение букета тюльпанов на сайте предпринимателя. Соответственно изображение использовали без разрешения и без указания авторства. Суд взыскал с ответчика 10 тыс. рублей за нарушение авторских прав и еще 10 тыс. рублей за присвоение авторства, а также обязал возместить около 30 тыс. рублей судебных расходов. В другом случае предприниматель использовал пять фотографий профессионального фотографа для продажи товаров на маркетплейсе. Суд взыскал по 20 тыс. рублей за каждое нарушение, а общая сумма компенсации составила 100 тыс. рублей.

 

Подробнее на тему авторских прав можно почитать в материалах: 

Плагиат: когда возникает и чем грозит вашему бизнесу

Депонирование авторских прав: что вам нужно знать для защиты собственности

Интеллектуальная собственность: как не нарушить на маркетплейсе и защитить себя

 

 

Что такое маркировка

Маркировка интернет-рекламы — это присвоение индивидуального идентификатора (Erid) рекламному объявлению с пометкой «Реклама» и указанием данных рекламодателя. Erid — это уникальный идентификатор интернет-рекламы (токен), который присваивает оператор рекламных данных (ОРД) каждому рекламному объявлению (креативу).

Оператор рекламных данных (ОРД) — это  посредник между рекламодателем, рекламораспространителем и контролирующим органом, который присваивает каждому рекламному объявлению Erid (токен), передает полученные данные о контрагентах, договорах, актах, статистике в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).

Список аккредитованных ОРД:

  • ООО «Яндекс Оператор Рекламных Данных»;
  • ООО «ОЗОН ОРД»;
  • ООО «ОРД-А»;
  • ООО  «Лаборатория разработки»;
  • ООО  «Первый ОРД»;
  • ООО «ВК Рекламные технологии»;
  • ООО «МедиаСкаут»;

 

Однако не все нужно маркировать. Например, маркировка не нужна для информации о своих товарах, услугах, если рассказываете про условия их приобретения и стоимость. Маркировать не нужно и посты с призывом подписаться на свои ресурсы в других социальных сетях. Если размещаете в своих соцсетях вакансии, а в объявлении не делаете акцент на преимуществах компании, то Erid получать не нужно. Что касается информации о спонсорах и партнерах, если она не формирует интерес непосредственно к ним, то маркировка не нужна.