Сначала предлагаю разобраться, какие объекты интеллектуальной собственности могут подлежать защите на маркетплейсах.

 

Какие бывают объекты интеллектуальной собственности на маркетплейсах

Маркетплейс, будучи платформой для продажи товаров, предоставляет возможность продавцам реализовать закупаемые или производимые ими товары. В любом из указанных случаев продавец, или товар, может иметь средство индивидуализации – товарный знак, который отличает его от других производителей, повышает узнаваемость товара или продавца.

Чтобы увеличить продажи товаров и привлечь внимание покупателей, продавцы активно используют качественное оформление карточки товаров на маркетплейсах, в котором происходит использование интеллектуальной собственности — текста, фотографий, изображений, дизайна, видеозаписей и т.д.

Таким образом, на указанные группы объектов интеллектуальной собственности распространяется правовая охрана, а обладателю этих объектов принадлежат интеллектуальные права, нарушение которых может привести к негативным последствиям.

 

Использование интеллектуальной собственности: нарушения на маркетплейсах

Для эффективного и безопасного ведения бизнеса по продаже товаров на маркетплейсах, продавцам, прежде всего, важно не нарушать чужие интеллектуальные права. Такое нарушение может быть выражено в следующих действиях.

 

Продажа контрафактных товаров

Такое нарушение выражается в продаже товаров, на которых нанесен чужой товарный знак без разрешения. Еще один случай — в продаже находятся товары, на которых размещен товарный знак, который до степени смешения похож на чужой.

В случае обнаружения указанного нарушения Гражданский кодекс позволяет правообладателю товарного знака за нарушение его прав требовать компенсацию в следующих размерах:

  • от 10 000 до 5 000 000 рублей по решению суда;
  • в двукратном размере стоимости контрафактных товаров;
  • в двукратном размере стоимости использования товарного знака.

 

Контрафактный товар в обязательном порядке изымают из оборота, а затем продавец должен его уничтожить. При этом выплата ему какого-либо возмещения не предусмотрена. Также по закону продавца могут привлечь к административной и уголовной ответственности в рамках охраны интеллектуальной собственности.

 

Незаконное использование контента в карточке товара

Продавцы на маркетплейсах зачастую могут копировать изображения, фотографии, видеозаписи, дизайн других продавцов без их согласия, что само по себе создает нарушение их авторских прав.

Здесь важно учитывать, что сам по себе факт размещения фотографии на различных сайтах в сети «Интернет» при отсутствии сведений об авторстве не свидетельствует о том, что такое изображение находится в свободном доступе и его можно копировать без согласия автора и вознаграждения ему. Таким образом, любое изображение, фотография, видеозапись, дизайн карточки имеет автора, который обладает исключительным правом на использование таких объектов. Поэтому любое копирование таких объектов без согласия — нарушение. В такой ситуации правообладатель может потребовать от нарушителя компенсацию за незаконное использование контента.

Как использовать чужую интеллектуальную собственность и ничего не нарушить

Чтобы обезопасить свою работу и снизить риски на маркетплейсах, продавец может предпринять следующие меры:

- до начала продажи товара - провести проверку на уникальность собственного товарного знака/логотипа или названия магазина;

- провести проверку правомерности использования товарного знака поставщиком, у которого вы приобретаете товар;

- осуществлять заполнение карточек товаров с использованием оригинальных материалов, созданных своими силами, или получить письменное разрешения автора таких объектов, которые вы хотите использовать;

- заключить лицензионный договор с правообладателем в целях законного использования объектов авторских прав.

 

Как выстроить защиту интеллектуальной собственности на маркетплейсах

Важнейшим условием защиты вашего бренда является его регистрация в Роспатенте в качестве товарного знака. Иначе до такой регистрации на обозначение не распространяется правовая охрана.

Для защиты объектов авторского права можно использовать депонирование – процесс закрепления авторских прав на фотографии, изображения, видеозаписи и т.д., предполагающий документальную фиксацию факта существования объекта и авторства конкретного лица. В рамках депонирования выдается свидетельство о депонировании, которое содержит информацию об авторе и правообладателе объекта.

Необходимо помнить, что в целях защиты своих нарушенных авторских прав правообладателю необходимо доказать факт авторства. В этой связи важно: сохранять исходные файлы фотографий, видеозаписей, макеты, черновики текстов и т.д.; заключать договоры с исполнителями (дизайнерами, фотографами и т.д.).

Следовательно, если вам принадлежит исключительное право на товарный знак, а также авторское право на контент, то можно потребовать от нарушителя компенсацию. Для этого необходимо предпринять следующие действия:

  • зафиксировать нарушение своих прав;
  • направить сведения о нарушении маркетплейсу;
  • направить досудебную претензию нарушителю с требованием о выплате компенсации;
  • собрать необходимые доказательства, подтверждающие факт принадлежности авторских или исключительных прав, и факт их нарушения;
  • обратиться в суд с исковым заявлением в случае неудовлетворения нарушителем требования в досудебном порядке.