Виталий Водолазов: «За всю жизнь я работал по найму месяца три — не мое»
Герой этого интервью — человек, который никогда не работал «на дядю» и построил более пятнадцати бизнесов в самых разных нишах: от продажи раритетных гитар до отельной сети в Таиланде. Виталий — серийный предприниматель, игропрактик и, как он сам себя характеризует, специалист по «починке бизнесов». Мы поговорили с ним о том, как находить высокомаржинальные ниши, почему иногда полезно делать бизнес «на 50%» и как перестать проламывать стены, когда их можно просто обойти.
Виталий, добрый день. Расскажите о себе нашим читателям.
Я серийный предприниматель. За всю жизнь я работал по найму месяца три — не мое. С юности занимался каким-то делом, в итоге за плечами больше 15 разных проектов. Если коротко, я занимаюсь бизнесом.
Мой путь начался довольно ярко. В 21 год я продавал винтажные гитары из США. Это был высокомаржинальный бизнес: четыре гитары в месяц приносили мне 2000 долларов. Мои сверстники в то время работали полный день за 500. Я же тратил на это пару часов в неделю, часть из которых уходила на то, чтобы «выпить пива» и обсудить гитары с клиентами.
Но через полгода я заметил интересную динамику. У моих одногруппников, работающих за 500 долларов, были карьерные перспективы. А у меня? Я мог продавать восемь гитар вместо четырех и получать больше денег, но это был количественный, а не качественный рост. Это как быть уборщиком или менеджером уборщиков — позиции качественно разные. А продать четыре гитары или восемь — разница не глобальная.

«Я понял, что мне нужны качественные изменения. Это привело меня к идее не просто масштабировать то, что есть, а покупать готовые бизнесы и развивать их». То есть вы перешли от модели «создать с нуля» к модели «купить и улучшить»?
Именно. Вместо того чтобы с нуля договариваться с поставщиками и выстраивать процессы, я купил готовый музыкальный интернет-магазин. Здесь проявился один из моих ключевых принципов: я называю это «делать бизнес на 50%». Я запускаю проект, вкладывая половину возможных усилий. Если он на этом этапе показывает себя успешно, значит, в нем есть потенциал, который можно «докручивать». А если он при 50% усилий не работает — для меня это плохой бизнес.
Мне нравятся схемы с маржинальностью от 100%. Бывали месяцы и с 3000% легальной маржи. Это дает право на ошибку. В ритейле, где прибыль 5-7%, отклонение в 10% на закупках может увести тебя в минус. Мой подход иной.
От музыкального оборудования вы перешли к недвижимости и рекламному агентству. Почему такой разброс?
Я искал, где самые большие деньги при относительно простом входе. Очевидный ответ — недвижимость. Я снова пошел по проверенной схеме и купил небольшое агентство, в котором со временем работало около 40 человек. Но я привык, что работа не должна быть каторгой, и параллельно с партнером открыл рекламное агентство — по фильмам казалось, что там очень весело. Оказалось, не очень.
Со временем я дошел до того, что в своих компаниях появлялся раз в две недели, чтобы забрать деньги. И все было бы хорошо, если бы я продолжал решать стратегические проблемы. Но я делегировал и это. Когда на вопрос «у нас падают заявки, что делать?» я отвечал «придумывайте», бизнесы начали медленно затухать. Так, развалив пару своих компаний, я на практике понял, какие задачи собственник обязан оставлять за собой.
Ваш опыт привел вас к созданию трансформационных игр. Что это такое и как это связано с бизнесом?
Мой путь — это постоянное «вбрасывание своего бренного тела в непонятные ситуации». В Таиланде я с 400 долларов построил отельный бизнес, который вырос до 70 номеров и оборота в сотни тысяч долларов, причем 80% моих клиентов — не русскоговорящие. Мне приходилось быть гибким, находить баланс между тайской, европейской и русской культурами, управлять интернациональной командой.

Весь этот опыт показал мне, что успех предпринимателя — это постоянная настройка самого себя. Так я пришел к метафоре музыкального микшера. Представьте, что все ваши качества, навыки и реакции — это ручки на микшерном пульте: «упорство», «гибкость», «доверие», «контроль». В идеале вы можете любую ручку повернуть в нужное положение в зависимости от ситуации.
Но у многих людей некоторые ручки «заржавели» в одном положении. Например, человек привык всего добиваться трудом и работает по 14 часов в день. Ручка «трудолюбие» выкручена на максимум. Даже когда он достигнет цели, он не сможет ее «убавить» и начать отдыхать — не позволит тревога. Он будет гордиться, что не был в отпуске с 2016 года, не понимая, что его продуктивность давно упала и он просто выжигает себя.
Трансформационная игра — это безопасное пространство, где можно увидеть эти свои «залипшие» ручки и начать их расшатывать, возвращая себе полный контроль над «микшером».
Как это работает на практике? Человек же и так может понимать, что ему нужно отдохнуть, но не может себе позволить.
В этом и суть. Есть два аспекта. Первый — увидеть проблему. Игра подсвечивает неэффективные стратегии. Второй — найти ресурс для изменений. Человек может говорить: «Да, я устал, но без меня все рухнет». Это противоречие, в котором он застрял.
Часто причиной такого ступора является так называемый «заряд» — сильный эмоциональный опыт из прошлого, который перехватывает управление у логики. Например, в детстве на ребенка сильно кричали родители. Во взрослой жизни любая похожая ситуация (повышенный тон начальника или партнера) отключает его логический мозг и включает эмоциональную реакцию: страх, агрессию, ступор. Он действует неадекватно ситуации, потому что им управляет старая травма.
В бизнесе это проявляется постоянно. Страх провала после прошлого банкротства мешает рисковать. Негативный опыт с партнером заставляет проявлять излишний контроль и не доверять команде. Игра помогает этот «заряд» увидеть, осознать и перевести из категории иррациональных эмоций в категорию логического опыта.
То есть вы предлагаете переписать прошлое?
Скорее переоценить его. Я не сторонник техник «замещения» негативного опыта позитивным. Мне нравится эксплуатировать свои травмы. Любое негативное событие в прошлом сформировало меня сегодняшнего и дало мне определенные навыки. Например, в детстве мне задавали в основном вопросы, на которые не хотелось отвечать: «Это не ты сломал?», «Какие оценки получил?». Я научился искусно врать. С одной стороны, это плохо. С другой — я развил навык убеждения и понимания невербальных сигналов людей.
«Вопрос не в том, чтобы стереть прошлое, а в том, чтобы увидеть, какие дары оно тебе принесло, и начать ими пользоваться осознанно».
Вместо того чтобы годами жаловаться на тяжелое детство, можно осознать, что именно оно сделало тебя тем, кто способен зарабатывать миллионы. Задача — не застрять в роли «жертвы обстоятельств», а взять от них максимум.
Для кого подходят такие игры? Может ли в одной группе оказаться условный Илон Маск и уборщица?
Участвовать полезно всем, но группы лучше формировать из людей со схожим уровнем проблем и жизненного контекста. Проблемы уборщицы и миллиардера могут быть в чем-то похожи на экзистенциальном уровне, но уровень и способы их решения — кардинально разные. Поэтому мы собираем отдельные группы для предпринимателей, для людей с проблемами в отношениях и так далее.
Что в итоге получает предприниматель?
Главная цель — научиться достигать своих целей в легкости и с удовольствием. Я знаю, как построить проект, отказавшись от всего, сфокусировавшись 24/7 и положив на алтарь свое здоровье. Я так делал. Но больше не хочу.
Когда ты работаешь на износ, у тебя падает продуктивность и сужается кругозор. Ты видишь только стену, которую нужно проломить. А в состоянии легкости, когда ты успеваешь и работать, и жить, приходят креативные идеи. Ты вдруг замечаешь, что стену можно просто обойти. Ты начинаешь принимать более точные стратегические решения, которые экономят месяцы работы и миллионы рублей.
Предприниматель получает настроенный «микшер», позволяющий ему быть разным: где-то жестким, где-то гибким, где-то креативным. Он возвращает себе баланс и начинает управлять своей жизнью и бизнесом, а не просто реагировать на внешние раздражители. И, как ни парадоксально, в таком состоянии и цели достигаются быстрее.