Дайте чек! Что запросить у продавца квартиры, чтобы ее не забрали обратно
Покупка недвижимости касается каждого человека. Для многих собственная квартира или дом является мечтой, на которую копят годами. И конечно никто не хочет ее потерять после покупки. Например, из-за того, что сделку могут признать фиктивной. В статье рассказываю, какой самый важный документ должен остаться у вас после приобретения недвижимости.

Сразу скажу, что договор купли-продажи недвижимости — не самый главный документ, который у вас должен остаться на руках. Многие покупатели думают иначе и считают: если продавец подписал договор купли продажи, то это и является подтверждением того, что деньги он получил. Но это не так.
Договор купли-продажи и акт приема-передачи квартиры не являются подтверждением оплаты. Они лишь доказывают факт, что покупателю передали квартиру. Это следует и из закона от 18.07.2006 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В нем сказано, что право собственности возникает не в момент подписания договора купли-продажи, а в момент внесения записи о регистрации в Единый государственный реестр.
Росреестр, в свою очередь, не внесет запись, пока не убедится, что сделка состоялась, то есть покупатель перевел деньги продавцу и получил подтверждающий оплату документ. Именно он в случае судебного разбирательства докажет ,что сделка не была фиктивной.
Какой документ подтверждает покупку квартиры
Квитанция о переводе денежных средств, чек, расписка, которую подписал продавец собственноручно, платежное поручение от банка, через который проводили расчеты — только эти документы докажут что оплата все таки была.
Теперь расскажу подробнее о каждом варианте оплаты, в зависимости от способа расчетов.
При расчете наличными
При расчете наличными обычно деньги передают одним из двух способов:
- на сделке при подписании договора,
- после регистрации права собственности в Росреестре.
Начнем с первого варианта. Расчет наличными с продавцом в день подписания договора купли-продажи является самым распространенным, но далеко не самым безопасным способом расчетов. Если все-таки выбрали расчет до государственной регистрации перехода права собственности, то документом, который подтверждает оплату, будет расписка. А если продавец юридическое лицо – чек о переводе денег на счет продавца.
Оплата через аккредитив или СБР наиболее безопасный способ расчетов при сделках с недвижимостью. При таком способе продавец получает деньги только после государственной регистрации перехода права собственности на имя покупателя. До этого момента деньги находятся на специальном счете – аккредитиве, и за их сохранность отвечает банк. Если вы выбрали этот способ расчетов, подтверждением оплаты будет платежное поручение, квитанция об оплате.
Если используете ипотеку
При расчете с помощью ипотечного займа также есть нюансы. Важно, как именно продавец получил от покупателя сумму первоначального взноса. Если первоначальный взнос отдали наличными до государственной регистрации перехода права собственности , у покупателя останется два документа: расписка о получении суммы первоначального взноса , и платежное поручение от банка о переводе продавцу суммы ипотечного займа.
Если первоначальный взнос оплатили продавцу после регистрации перехода права собственности, на руках у покупателя останется только документ от банка о переводе денег продавцу. Этого будет достаточно, так как перевод совершен одной суммой.
Что нужно знать при покупке квартиры
Я советую по возможности избегать наличного способа расчета с продавцом до регистрации сделки в Росреестре. Во-первых, это небезопасно, и в случае приостановки регистрации, вы потратите нервы надеясь на порядочность продавца. Во-вторых, в случае расторжения сделки, придется доказывать, что деньги все-таки были.
Про расписку о получении денежных средств я уже говорила, но также скажу, что ее продавец пишет собственноручно. Это желательно, чтобы в случае судебного разбирательства остался образец почерка продавца.
Все расписки, чеки, платежные поручения храните вместе с документами, в течении всего периода владения недвижимостью. Они могут вам понадобиться при получении налогового вычета за покупку недвижимости, как подтверждение оплаты продавцу. Желательно сделать копии, так как рукописные документы и банковские чеки имеют свойство выгорать.
Обратитесь к юристу перед покупкой для проверки недвижимости и составления договоров и расписок. Иногда одно маленькое предложение может существенно изменить ход вещей.