Претензия контрагенту по e-mail: как правильно направить
Даю короткую инструкцию, как направить претензию контрагенту по электронной почте, чтобы не довести дело до суда. Также привожу список условий, при соблюдении которых суд примет аргументы в том, что вам удалось соблюсти досудебный порядок урегулирования спора, если все-таки дело дошло до судебного разбирательства.

Прежде чем направить претензию контрагенту по электронной почте, необходимо убедиться, что условие об этом есть в договоре. В соответствии с Обзором Верховного суда в разделах «Ответственность сторон» или в «Банковских или иных реквизитах» договора должен стоять адрес электронной почты для отправки претензии. Если его нет, то вы рискуете тем, что не сможете доказать факт того, что отправляли претензию.
Также в договоре должна быть указана возможность отправлять претензии и вести деловую переписку по указанному адресу электронной почты. Ведь, согласно правовой позиции Верховного суда, если в договоре прописан порядок отправки претензий по электронной почте, это означает соблюдение досудебного порядка.
Допустим, вы проверили договор и все обязательные условия для отправки претензии в нем есть. Теперь давайте расскажу, как необходимо направить претензию.
Итак, если ваш контрагент нарушил договорные обязательства, то АПК, ГПК, КАС обязывает соблюсти претензионный, или досудебный, порядок урегулирования спора. Это значит, что, прежде чем обращаться в суд, нужно направить контрагенту претензию.
Если не соблюсти досудебный порядок, то ваше исковое заявление вернут, а если суд его уже принял, то оставит без рассмотрения.
Вот, как нужно направлять претензию контрагенту:
- Сформулируйте свои требования и укажите, что контрагент должен предоставить вам ответ в письменном виде, либо на адрес электронной почты. Подать иск рекомендую после получения ответа на претензию. Если ответчик оставил претензию без ответа, то нужно дождаться окончания срока ответа на нее. Если в договоре не прописан срок ответа на претензию, то по закону срок составляет 30 календарных дней с даты, как ее отправили.
- Пропишите точную сумму долга, неустойки, а также порядок расчета этой суммы в претензии, срок (период), за который взыскиваете долг, либо сформулируйте иные требования. Учтите, что суд будет рассматривать только те требования, о которых вы заявили контрагенту в претензии.
- Запросите уведомление о прочтении отправленного вами письма. Помните, что сообщение считается доставленным контрагенту даже в том случае, если адресат уклонился от его получения или от ознакомления.
* Если вы хотите «наверняка» соблюсти досудебный порядок урегулирования спора, то направьте еще и бумажную претензию контрагенту по почте.
Когда суд примет претензию, которую направили по электронной почте контрагенту в рамках досудебного урегулирования
- Претензия направлена по электронной почте, указанной в договоре между контрагентами или в соглашении сторон;
- Требования, заявленные в претензии, соответствуют требованиям, заявленным в исковом заявлении;
- Периоды взыскания долга в претензии совпадают с периодами взыскания долга в исковом заявлении. При несовпадении периодов нужно будет мотивировать расхождение.
- Срок ответа контрагента на претензию вышел или контрагент ответил отказом;
- К исковому заявлению приложено уведомление о прочтении сообщения с претензией, копия претензии, информация об отправке претензии (скриншот).
Учтите, что суд может не принять эти доказательства, если они нотариально не удостоверены.
Можно ли претензию отправить через мессенджер
Претензию можно направить не только по электронной почте, но и через WhatsApp или в Telegram. Однако есть нюансы.
Если вы ведете или хотите вести деловую переписку в мессенджерах, то необходимо указать это в договоре, чтобы избежать того, что ваш контрагент будет опровергать получение претензии по WhatsApp или в Telegram, ссылаясь на то, что сообщения там не отслеживаются.
Доказать отправку досудебной претензии по WhatsApp, Telegram или другой мессенджер можно. Для этого нужно распечатать текст претензии на бумажном носителе, и представить доказательства, которые подтверждают, что вы направили ее в мессенджерах, указанных в договоре. Однако остается вопрос: обязательно ли нотариально удостоверять скриншот страницы об отправке досудебной претензии контрагенту.
Верховный суд поставил точку в данном вопросе, указав в Определении №5-КГ22-144-К2 о том, что суд не может не принять в качестве доказательства незаверенные нотариально скриншоты переписки. Страница об отправке досудебной претензии контрагенту также относятся к такому случаю.
Подытожу и скажу, что скриншот отправки претензии через мессенджер суд может принять в качестве допустимого доказательства, если:
- указан адрес интернет-страницы, с которой сделан скриншот;
- дата и время получения скриншота;
текст электронного сообщения (письма) с уведомлением о направлении претензии;
все вложения к электронному сообщению (файлы с реквизитами);
адрес получателя.